– Что Вас питает как художника? Заставляет думать, мечтать, сочинять?
– Это сложный, противоречивый, очень интересный человек, хорошо разбирающийся в тенденциях современной культуры. Считаю, Мамонов – самый мощный на сегодняшний день персонаж русского рока. Он, конечно, король, «папа рок-н-ролл», российский Deep Purple. Он всегда был звездой, подчёркивал это, поскольку сама его жизнь является творчеством и он себя культивирует как такую фигуру. Правильная позиция для художника. После того как начал сниматься в кино, только усилил эту игру. Иногда он может перегнуть палку, но ему бывает стыдно за это, он тоже хочет быть хорошим. Ему не нравится, что он слишком эгоцентричен, много говорит про себя, невнимателен к людям, позволял себе всяческие слабости. Но он их преодолел и борется с ними постоянно.
– Можете обрисовать это явление в нашей культуре – Пётр Мамонов?
– Дело в том, что про Мамонова на тот момент снимали много разных фильмов, ему всё не нравились и он решил сам про себя снять кино. У камеры были Ваня Мамонов и наш оператор Женя Цветков. Пётр Николаевич сам всё придумал и сам снял, я помогал этому осуществиться. Фильм он хотел снять традиционный, а мы подтолкнули его на игру, на гротеск, на бодрое, смешное, клоунско-шутовское кино. Отсюда все эти монологи, открытые обращения к зрителю – на фоне московских городских пейзажей и белых снегов деревни Ефаново под Вереей. Мамонов всегда любил клоунаду, просто сейчас отошёл от этого и делает всё по-другому. А в этом фильме он как бы вернулся в прежнее состояние, и это порадовало всех. Необычные монологи рождались, конечно, не на ходу, эти мысли у него давно обдуманы и каждая хранится на своей полочке. Он достаёт их одну за другой, как подобает писателям, поэтому они так прекрасно выглядят на экране.
Сергей Лобан получает приз фестиваля «Киношок» © РИА «Новости» / Екатерина Чеснокова.
– Осенью на фестивале «Два в одном» был показан черновой вариант фильма о Петре Мамонове «Мамон-Лобан». Расскажите о Вашем участии в съёмках картины.
В «сарафане» и в блогах по-прежнему сумасшедшая реакция. Люди пишут, что пересматривают фильм по нескольку раз, несмотря на то, что он идет 3 часа 40 минут. А Ольга Ивановна Мамонова рассказывала, как протоиерея Сретенского монастыря с 15 священниками не пустили на просмотр «Шапито-шоу» в «Октябрь», такой был ажиотаж. А им было очень важно посмотреть «фильм про Петю», после «Острова» он стал для них знаковой фигурой и, конечно, героем. И они пробрались через чёрный ход и были в восторге от фильма. Это было так странно, мне казалось, что в фильме показаны вещи, опасные для священников. Но они были счастливы и теперь молятся за нас.
Этот фильм мы снимали в кругу друзей: Марина Потапова написала сценарий, Жак Поляков, талантливый мелодист из Майкопа, – музыку, снимали операторы Ваня Мамонов, сын Петра Николаевича, и Женя Цветков из Чебоксар – между прочим, главный герой культового молодёжного фильма «Ятинсотэстс». В одной из главных ролей снялся Лёша Подольский, врач-гастроэнтеролог из Подольска. Форму концерта мы придумали на записи, когда поняли, чего не достаёт этому фильму. Да и продюсер сказал, что недостаточен хронометраж, и мы с радостью сделали песни.
– Нет, мне казалось, что для фестиваля это слишком легкомысленно, хотя если сформулировать идею, это фильм о честной, глубокой любви, о преданной, редкой дружбе, об огромном уважении и о взаимовыгодном сотрудничестве. Конечно, я очень хотел признания, но опасался, что этого не произойдёт. Кроме того, «Шапито-шоу» снят в неудобном для прокатчиков формате, но поскольку фильм имел шумный успех, его взяли в прокат и будут работать с ним по особым схемам. Вообще-то прокатчики считают, что на такие фильмы ходят единицы, и поскольку прокат в России, мы знаем, провален, мы организовываем его сами. Несколько наших сотрудников будут договариваться с кинотеатрами в разных регионах, а также с сетями. Цифровых копий у нас много, а часть их, думаю, напечатают в городах. И поедем с акцией по России.
Кадр из фильма «Шапито-шоу».
– Вы рассчитывали, что пойдёте брать с этим фильмом фестивали класса «А»?
– С Мамоновым мы подружились, когда делали передачу для программы «До 16 и старше», а когда затеялись с «Пылью», сразу подумали о нём. Нам было важно, чтобы в фильме был кто-то известный, надо же было обратить на себя внимание, к тому же Пётр Николаевич нам очень нравился как персонаж. Героя для него мы придумали, основываясь на его интервью телепрограмме. Он согласился не сразу, но когда сказал «да», сразу предложил помочь ему сделать спектакль «Мышь, мальчик Кай и Снежная королева». Спектакль шёл целый год в Театре имени Станиславского, мы ездили с ним на гастроли, и у нас завязались тесные отношения. Теперь Мамонов готов был участвовать во всём, что бы мы ни придумали. Он читал сценарий «Шапито-шоу» на первом этапе и сказал, что мы можем грозить его фамилией спонсорам и потенциальным инвесторам. И это действительно помогло.
– А Пётр Николаевич Мамонов как появился в Вашей ауре?
– Сейчас нет такого разделения, как было в Советском Союзе, все границы размыты и вся культура неформальна. Внутри неё, условно говоря, есть андеграунд и, допустим, культура, которая известна определённому кругу посвящённых людей. Но сегодня, когда СМИ развиты до такой степени, что за одну секунду всем всё становится известно, обнаружить что-то достойное внимания и в то же время неизвестное трудно. И у людей, которые хотят сделать что-то реально хорошее, есть много шансов найти возможности для осуществления замыслов. Так что мы не являемся неформалами, просто то, что мы делаем, более понятно молодым людям, которые интересуются жизнью и искусством. Конечно, все началось с фильма «Пыль», с этой фантастической истории, которую написала Марина Потапова, с героя Лёши Подольского. В этот сценарий вошли многие вещи, которые были так или иначе связаны с нашей жизнью в 2000 году, и герои эти были наши друзья, с которыми нам было интересно снимать это кино. Воспринимали фильм, конечно, с трудом, потому что ещё не были готовы к восприятию фильмов, снятых на маленькую камеру, в то время как в мире такие картины уже получали призы на престижных фестивалях. А нам куда было фильм нести? Только на Московский фестиваль. И отборщики, конечно, боялись брать его в конкурс, потому что в головах у них сидело представление о «формате». «Пыль» казалась им вещью, которая не проходит ОТК, и один кинокритик, например, долго извинялся на пресс-конференции за этот «эксперимент». Но фильм всем очень понравился, потому что люди ждали чего-то подобного. Все ждали независимых фильмов, которые делались бы людьми, которые никем не ангажированы и могут спокойно излагать вещи, важные только для них, а не для продюсеров или государства, дающих деньги. Поэтому все очень порадовались, что такой фильм появился. Мы имели успех на отечественных фестивалях, а через год даже представляли Россию в Каннах.
Афиша фильма «Пыль».
– Сергей, какое новое слово как представитель неформальной культуры Вы хотите сказать в кино?
Будучи студентом Московского института электроники и математики, Сергей Лобан торговал футболками и матрёшками на Арбате, но прославился как лидер Центра андеграундной культуры «Дебаркадер» на Фрунзенской набережной. Получив опыт работы в телепрограмме «До 16 и старше», Сергей Лобан вместе с друзьями основал творческое объединение «СВОИ2000» и стал снимать независимое кино. В прокате «Шапито-шоу» будет состоять из двух частей: «Любовь и дружба» и «Уважение и сотрудничество».
И это второй приз ММКФ у Лобана – его полнометражный дебют «Пыль» в 2005 году получил приз критики, а также стал лауреатом «Киношока–2005» и премии «Кинотеатр.doc2005».
В российский прокат вышел фильм «Шапито-шоу», который на 33-м Московском фестивале (спецприз жюри) назвали новой культовой русской картиной. Председатель жюри Джеральдин Чаплин вручила режиссёру ленты Сергею Лобану свой номер телефона, взяв с него обещание, что он снимет её в своём следующем фильме.
Кинорежиссёр Сергей Лобан: «Любовь должна быть глубокой, а дружба преданной»
Комментариев нет:
Отправить комментарий